2017-1-24 19:02 |
На состоявшемся 23 января совместном валютном аукционе, проведенного Центральным банком (ЦБА) и Государственным нефтяным фондом Азербайджана (SOFAZ) национальная валюта упала до нового минимума. Торги начались с курса 1,8311 маната за один доллар США.
По итогам аукциона средневзвешенный курс американской валюты вырос до 1,8559 AZN за 1 USD.
На предыдущем аукционе 18 января средневзвешенный курс американской валюты был установлен на уровне 1,8285 AZN за 1 USD.
Обзвон банков показал, что кредитные организации устанавливают свои котировки на покупку и продажу иностранных валют. Так, «AccessBank» покупает доллар за 1. 8290, продает – за 1. 9040 маната. У «AFB Bank», «AtaBank», «Bank Silk Way» эти показатели примерно одинаковы - 1. 8300 и 1. 8310 к 1. 9000.
Как выявил мониторинг курсовых разниц, выгодно продавать доллар в банке «BTB» (1. 850 манат, во всех остальных ниже этого курса), покупать – в «Az» за 1. 880 маната (в других этот курс составляет 1. 9000-19172 маната).
Однако речь о другом: как «чувствует» себя национальная валюта в свободном плавании после отмены его фиксированного курса? Контролирует ли ситуацию в этой сфере ЦБА? И, наконец, ликвидирован ли «черный рынок» валюты?
На минувшей неделе зампредседателя правления ЦБА Автандил Бабаев заявил, что адаптация маната в режим свободного плавания протекает спокойно, без эксцессов, В отличие от России и Казахстана, где с введением свободно плавающего курса нацвалюты доллар подорожал практически в два раза, у нас таких резких колебаний не наблюдается. Если в этих странах разница между обменными курсами валют составляли 3% и 27%, соответственно, то в Азербайджане этот показатель составляет 0,7%.
Заявление высокопоставленного представителя ЦБА вызвал неоднозначную реакцию у независимых экономистов, отслеживающих процессы в этой сфере. По мнению эксперта Центра содействия экономическим инициативам Самира Алиева, нынешнее «поведение» маната с большой натяжкой можно назвать свободным плаванием. Если это было действительно так, то случилась бы резкая девальвация. Так, что свободное плавание маната – это фикция. Ныне, как и прежде, ЦБА обеспечивает курс маната за счет валютных вливаний.
«Переход маната на свободно плавающий обменный курс, во-первых, не возможен, во-вторых, нежелателен, в-третьих, не устойчивый. Почему? Не возможен, потому, что переход на свободное курсообразование означает определение реальной рыночной стоимости маната, что может привести к резкой его девальвации. Правительство пытается регулировать этот процесс за счет трансферта SOFAZ в размере 7. 5 млрд манатов. Если нефть на мировом рынке резко не подешевеет, в Азербайджане не повысится политико-экономическая напряженность, то манат может «завершить» 2017 год без особых последствий. Нежелателен, потому, что наша экономика не диверсифицирована, валюта в страну поступает только через один канал – ЦБА. В зависимости от тактики регулятора меняется курс маната, что может привести к резким валютным колебаниям. Не устойчив, потому, что в случае исчерпания валютных резервов страны, поддержка маната окажется под большим вопросом», - указывает эксперт.
Нельзя исключить и более пессимистический сценарий. А что, если SOFAZ в 2018 году не сможет выделить средства для поддержания макроэкономической стабильности в Азербайджане? Что произойдет с манатом, который, как утверждают правительственные чиновники, находится в свободном плавании? Или SOFAZ будет и дальше использовать свои активы для латания «дыр» в госбюджете? Нужно ли ждать подорожания нефти? Вопросов немало, а внятных и конкретных ответов от ЦБА, Минфина нет.
А теперь несколько слов о правильности сравнения Азербайджана с Россией и Казахстаном.
«Сравнение допустимо, но время выбрано неудачно. В России в ноябре 2014 года, в Казахстане в августе 2015 года было введено свободное плавание национальных валют. В обеих странах данный процесс сопровождался резким обесцениванием рубля и тенге. Это верно, но ошибочным является время и ситуация. Власти Азербайджана сильно опоздали с переходом нацвалюты на плавающий курс, на что пошли его соседи, когда мировые цены на нефть были высокими. Азербайджану тогда следовало бы пойти на аналогичный шаг. Причиной нерешительности было не ошибка в экономических расчетах, а отсутствие политической воли. В результате страна столкнулась с мощным оттоком капитала из страны, финансовым шоком, банковским параличом», - отмечает независимый экономист Азер Мехтиев.
В 2015 году манат обесценился вдвое, а в прошлом году – 13-14%. После перехода на плавающий обменный курс Россия не потратила свои валютные резервы на поддержку рубля. В Азербайджане ЦБ за минувшие два год своими валютными интервенциями опустошила казну на 11 млрд. долларов и сейчас задействовал резервы Госнефтефонда.
«На сегодня в стране вместо рыночной системы выстроена полноценная система олигархического капитализма, а для такой системы плавающий курс нацвалюты не нужен. Даже если и будет на то политическая воля, то в такой экономической модели практически отсутствуют стандартные рыночные механизмы, что делает почти невозможным осуществление свободного плавания маната», - подытожил А. Мехтиев.
Эллада Алекперова.
Подробнее читайте на radioazadlyg.org ...